photolog

По материалам 5 трендов, которых стоит избегать молодым проектам
Аналитическая информация
12.01.2018

Мнение предпринимателя из США.

Рейчел Томас переехала в Сан-Франциско в 2012 году. По её словам, она была поражена количеством молодых технологических компаний, занимавшихся самыми разными вещами — но вскоре поняла, что большинство из них следуют пяти трендам, которые только вредят и самим продуктам, и сотрудникам компании.

При этом, замечает Томас, многие основатели просто не понимают, что могут поступить по-другому. Она собрала пять таких «разрушительных» трендов.

Привлечение венчурного капитала

Представьте, что вы построили бизнес и зарабатывали достаточно, чтобы платить зарплату самому себе и ещё десяти сотрудникам, а также получали прибыль. Вы создавали продукт, который нравился клиентам, а спустя десять лет продали его за $10 млн, половина из которых отошла вам, а половина — остальным сотрудникам.

Большинство венчурных инвесторов сочтут это жалким провалом.

Венчурные фонды, объясняет Томас, ищут компании, которые потенциально могли бы покрыть расходы на все неудавшиеся проекты из их портфолио. Им нужны в сотни раз большие прибыли.

При этом инвесторы часто принуждают основателей концентрироваться на быстром росте — не обращая внимания на то, нашла ли команда свой рынок и комфортную модель монетизации. «Я встречала слишком много венчурных капиталистов, которые ведут себя неэтично, грубо и попросту противозаконно по отношению к своим подопечным. И это не единичные случаи — так поступают даже уважаемые и очень богатые инвесторы».

Слишком быстрый рост

«Гиперрост чаще всего сопровождается хаосом, неэффективностью и выгоранием. Быстрый — например, двукратный рост — это всегда больно, и от него всегда страдает и качество продукта, и сотрудники», — говорит Томас.

Убеждение «Наш проект — одна семья»

Компании стремятся создать «семейную атмосферу», в которой каждый чувствовал бы себя комфортно: сотрудники не только вместе работают, но и отдыхают после работы, разделяют увлечения друг друга и становятся хорошими друзьями. Но на деле такая политика, считает Томас, сильно ограничивает пул потенциальных сотрудников.

Работники, которые испытывают проблемы со здоровьем, живут далеко от офиса, не разделяют общие хобби или предпочитают проводить время с семьёй, могут испытывать трудности в совместной работе, команда может их не принять.

Кроме того, это провоцирует неверные ожидания: компания остаётся компанией, а не семьёй, и руководству, вероятно, придётся принимать тяжёлые решения. Ориентироваться оно будет в таком случае на потребности бизнеса, а не семьи.

Попытки превратить в продукт свою студенческую дипломную работу

Особенно часто эта проблема затрагивает проекты, связанные с разработками в области искусственного интеллекта. «Лучший способ начать бизнес — найти проблему, с которой сталкивается множество людей. Как правило, это не то, ради чего студенты пишут дипломные работы», — пишет Томас.

Наём сотрудников с научными степенями

Стартапы сталкиваются с большим количеством проблем, для решения которых сотрудникам не нужно защищать кандидатскую: поиск рынка, разработка самого продукта, продажи, пользовательская поддержка и так далее. Даже если компания разрабатывает сложный с точки зрения науки проект, команду нельзя формировать из одних учёных, считает Томас.

«Мой опыт показывает, что даже разработчик с опытом работы в один год способен стать хорошим специалистом, например, по технологиям искусственного интеллекта. Совсем не обязательно нанимать кого-то из Стэнфорда», — заключает Томас.

По словам автора, её собственный проект — обучающий сервис по технологиям искусственного интеллекта Fast.ai — избежал всех перечисленных трендов. За полтора года работы основной курс Fast.ai прошли или начали проходить около 100 тысяч пользователей, некоторые из них запустили собственные компании.

vc.ru

наш телефон/факс537-73-75
КИЕВул. Маршала Тимошенко, 21
корпус 12а офис 406